Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
В 2020-2021 учебном году в школе обучается 21 ребенок с ОВЗ и инвалидностью
В 2019-2020 учебном году в школе обучался 21 ребенок с ОВЗ и инвалидностью
Федеральные документы:
Региональные документы:
Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.08.2016
Об организации работы по СИПР от 15.03.2018
О введении ФГОС ОВЗ УО от 14.03.2016
О введении ФГОС ОВЗ от 11.03.2016
Новости Сальского района
С 01.09.2017 началось обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на базе следующих государственных общеобразовательных организаций:
- ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития), директор - Чопурян Наталья Николаевна, контактный телефон: (86377) 54407, адрес: Дубовский район, х. Семичный, ул. Ленина, 1;
- ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития,с тяжелыми нарушениями речи), директор - Кочергина Любовь Анатольевна, контактный телефон: (86391) 21398, адрес: Цимлянский район, г. Цимлянск, ул. Карла Маркса, 10;
- ГБОУ РО «Шолоховская школа-интернат» (дети с задержкой психического развития,с тяжелыми нарушениями речи), директор - Попов Николай Анатольевич, контактный телефон: (86383) 54318, адрес: Белокалитвинский район, р.п. Шолоховский, ул. Максима Горького, 1.
По всем интересующим вопросам вам готовы ответить по телефонам:
- 8(86372) 7-24-67 (Управление образования);
- 8(86372) 7-31-78 (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района).
- 8(86372) 7-43-91 (Информационно-методический центр)
Уважаемые выпускники и родители (законные представители)!
Министерством общего и профессионального образования Ростовской области подготовлен для сведения и использования в работе перечень программ, предлагаемых для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Ростовской области, в том числе с элементами дистанционного обучения (приложение №1).
Также минобразования Ростовской области информирует, что в 2020/2021 учебном году в подведомственных профессиональных образовательных организациях планируется проведение подготовки граждан по основным профессиональным образовательным программам профессионального обучения – программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего или среднего общего образования (приложение № 2). Адреса подведомственных учреждений размещены на официальном сайте министерства общего и профессионального образования Ростовской области по адресу: http://www.rostobr.ru/structure/uchrezhdeniya_spo/
Информационно-методические материалы размещены и доступны для скачивания по ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1
Перечень программ, предлагаемых для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе с элементами дистанционного обучения, в профессиональных образовательных организациях
Дистанционное обучение детей с ОВЗ
Пакет материалов для детей с ОВЗ
По ссылке: https://yadi.sk/d/58JtUG_CboznTA?w=1 размещены и доступны для скачивания методические материалы.
Информация для родителей, имеющих детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья
Конституция Российской Федерации гарантирует получение общедоступного бесплатного общего образования каждому независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста и состояния здоровья.
С 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающие 8 вариантов организации обучения с учётом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образовательных стандартов может быть организовано как в специально созданных коррекционных образовательных организациях, так и в обычных (массовых) образовательных организациях в форме индивидуального и (или) совместного обучения с детьми, не имеющими отклонений в развитии.
В Ростовской области в целях полного обеспечения условий для обучения и воспитания детей с функционирует сеть специальных коррекционных образовательных организаций для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших детей, для незрячих и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, для умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития, образовательными услугами которых пользуются и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, проживающие (зарегистрированные) на территории Сальского района.
На территории Сальского района нет специальных реабилитационно-образовательных организаций. Однако все школы на общедоступной и бесплатной основе ведут приём на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Свыше 5% обучающихся сальских школ имеют какие-либо ограничения здоровья, которые требуют обеспечения специальных условий обучения (свыше 600 детей). Из них 240 обучающихся имеют статус «ребёнок-инвалид», том числе:
- 27 человек - с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- 6 человек - с нарушениями слуха;
- 16 человек - с нарушениями зрения.
Свыше 30% детей-инвалидов имеют интеллектуальные нарушения, то есть имеют лёгкую умственную отсталость или умственную отсталость с иными множественными нарушениями развития, для которых разрабатываются адаптированные образовательные программы или специальные индивидуальные программы развития.
В целях обеспечения качественного и бесплатного обучения и комплексного индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от рекомендаций Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации и индивидуальных возможностей ребёнка используются различные формы получения общего образования:
- специальные коррекционные классы-комплекты, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
- индивидуальное обучение на дому по медицинским показаниям;
- инклюзивное обучение в массовых классах, т.е. совместно с обучающимися, не имеющими нарушений развития.Все обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатными учебниками, в том числе специальными учебными пособиями по адаптированным образовательным программам.
- В общеобразовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» № 21 г. Сальска (тел. 7-24-93) в рамках дополнительного образования реализуется программа «Преодоление» для детей-инвалидов из разных школ города.
Для реализации права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста на базе муниципальных детских садов организуется работа групп компенсирующей направленности (для детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития и др.), групп кратковременного пребывания для детей с множественными сложными дефектами развития, групп комбинированной направленности.
В Сальском районе функционирует Служба ранней помощи, предназначенная для содействия оптимальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов с раннего возраста от 0 до 3 лет. Оказание консультативной, диагностической и коррекционной помощи детям-инвалидам и их семьям осуществляется специалистами МБУ Центра ППМС помощи Сальского района (тел. 7-31-78) совместно с 4 дошкольными учреждениями.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в 7 школах (№ 1, № 4, № 5, № 7, № 21 г. Сальска, 3 54 с. Новый Егорлык, № 78 п. Гигант) и 1 дошкольном учреждении (детский сад № 7 «Ромашка») проведены мероприятия по обеспечению архитектурной доступности зданий и закуплено специальное оборудование для организации инклюзивного образования и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
По вопросам, касающимся обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей-инвалидов можно обратиться:
- в управление образования Сальского района (г. Сальск, ул. Ленина, 33, кабинет № 5, тел. 7-24-67, 7-25-04);
- МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Сальского района» (г.Сальск, ул. Первомайская, 20, тел. 7-31-78)
Система образования Ростовской области с 2019 года активно включилась в реализацию национального проекта «Образование»:
- в рамках федерального проекта «Современная школа» - апробация методических рекомендаций по созданию условий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательных организациях Ростовской области»;
- в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» - успешное участие в конкурсном отборе и получение грантовой поддержки в 2020 в форме субсиии из федерального бюджета году четырями учреждениями Ростовской области на предоставление услуг психолого-педагогической, методической, консультационной помощи родителям.
В Ростовской области с 2011 года в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» и с 2012 года – в рамках государственной программы Ростовской области «Доступная среда» ведется целенаправленная работа по созданию условий доступности получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В 243 школах Ростовской области созданы условия для получения качественного образования детьми-инвалидами, в том числе инклюзивного.
В Ростовской области успешно функционирует сеть из 29 отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ, в том числе: для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с задержкой психического развития; для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС),для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В указанных организациях обучается более 4 519 детей с ОВЗ, в том числе 2 419 детей-инвалидов.
В 12 общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью, реализуются программы профессионального обучения по профессиям рабочих.
Обучение детей-инвалидов – воспитанников домов инвалидов, подведомственных минтруду Ростовской области, осуществляется двумя отдельными общеобразовательными организациями, реализующими адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью.
В целях повышения доступности образования в 2017-2018 г.г. в 4 подведомственных минобразованию Ростовской области общеобразовательных учреждениях открыты дополнительные специальные классы для детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития).
Доступность образования для детей с ОВЗ обеспечена в специально организованных классах общеобразовательных школ и в форме инклюзивного обучения в общеобразовательных школах.
В 2019-2020 учебном году обучение детей с ОВЗ осуществляется в 117 специальных классах муниципальных общеобразовательных организаций, в которых обучается 1220 детей с ОВЗ, из них 210 детей-инвалидов.
Инклюзивно в общеобразовательных школах получают образование 7 148 детей с ОВЗ и 7 526 детей-инвалидов.
Обучение на дому организовано для 4 408 детей, в том числе для 1 587 детей-инвалидов.
В 2019-2020 учебном году продолжена работа в рамках инновационной площадки «УчимЗнаем – Ростовская область» по созданию полноценной образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в областной детской больнице. Образовательный процесс организован МАОУ города Ростова-на-Дону «Лицей № 11» для 35 детей, находящихся в онкогематологическом отделении.
Ведется целенаправленная работа по организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В 2017 году заключено соглашение о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР. В рамках соглашения проведены выездные курсы повышения квалификации, на которых прошли обучение 120 педагогических работников и специалистов системы образования Ростовской области.
В 2019 году Ростовская область по итогам отбора стала получателем субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Средства субсидии направлены на обновление материально-технической базы 10 коррекционных школ Ростовской области. Обновлена инфраструктура и дизайн, обеспечена многофункциональность различных помещений школ, в том числе учебных классов, мастерских, кабинетов для коррекционной работы, а также холлов, коридоров.
В Ростовской области успешно работают 5 ресурсных центров, которые оказывают информационно-методическую, консультационную помощь образовательным учреждениям области.
Продолжается работа Ресурсных центров по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и детей-инвалидов, созданных в 2012 году на базе 3-х общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.
В состав Службы практической психологии входят педагоги-психологи дошкольных образовательных организаций, школ, учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, 21 центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ростовской области. По данным мониторинга 2019 года численность педагогов-психологов системы образования составляет 2138 специалистов.
В Ростовской области работает 43 психолого-медико-педагогических комиссии, которые по результатам индивидуального комплексного обследования определяют специальные условия получения образования и сдачи ГИА, что позволяет в полной мере реализовать право на образование каждого ребенка. В 2018 году в ПМПК Ростовской области прошли обследование 17 483 ребенка, из них признаны детьми с ОВЗ 14 204 ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение организовано в общеобразовательных организациях Ростовской области. Функционирует 1673 психолого-медико-педагогических консилиумов, в том числе, 777 ПМПк - в дошкольных образовательных организациях, 896 – в школах.
Логопедическую помощь в муниципальных образовательных организациях области оказывают 844 учителя-логопеда. В муниципальных школах работают учителя-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, тьюторы).
Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы бучения ребенка
Рекомендации родителям по воспитанию детей детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ОВЗ
Мероприятия проводимые в нашей школе
Семинар "Эффективные способы организации коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ"
4 марта 2020 года на базе нашей школы прошел семинар для заместителей директоров общеобразовательных учреждений Сальского района, работающих с детьми ОВЗ и инвалидами "Эффективные способы организации коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ". Более подробно информацию можно посмотреть в разделе Методическая работа в школе.
«Кто сказал, что вы не такие»
6 декабря 2019 года в нашей школе прошло мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья, приуроченное ко дню инвалида. Учитель музыки-Мокиенко Е.В. и заведующий библиотекой-Герасименко Н.И. вновь пригласили ребят и их родителей окунуться в атмосферу радости, волшебства и веселья в рамках мероприятия «вновь пригласил ребят с ограниченными возможностями здоровья и их родителей окунуться в атмосферу радости, волшебства и веселья в рамках мероприятия «Кто сказал, что вы не такие». Международный день инвалидов в России отмечается 3 декабря. Он призван напомнить обществу о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья, защите их прав, достоинства и благополучия. На улице пасмурно и ветрено, а в зале теплая, по-настоящему домашняя атмосфера. К «особым» детям – особое отношение. И любовь. Их всегда ждут в нашей школе. Педагоги постарались подготовить для ребят настоящий праздник с танцами, песнями и веселыми конкурсами. В рамках мероприятия и взрослые, и дети искренне дарили свою душевную теплоту, свою любовь и свое творчество гостям праздника. Ребята отгадывали загадки, танцевали, выполняли шуточные задания и играли вместе с преподавателями на равных, показав тем самым, что нет границ между мирами здоровых и физически ограниченных людей, что музыка и доброта способны преодолеть любые преграды, а душевное тепло, дружеская помощь и поддержка могут творить чудеса. Своим примером такие дети учат нас силе духа и жизненной стойкости. Это - люди неограниченных возможностей. Праздник прошел очень интересно и весело. Расставаясь, все ребята улыбались, а значит, подобные мероприятия организуются не зря. Не обошлось без сладкого стола и без подарков. Все дети получили сладости.